Группа поддержки приемных родителей «Равный равному»
Текст: Светлана Сырова
— Мой ребенок бьется в истерике!
— Мой постоянно обманывает!

С кем обсудить проблемы, возникающие во многих приемных семьях? Такую возможность дает программа «Наравне». Коллега по приемному цеху – такой же родитель – не осудит, поймет и поведает о своей ситуации. Каждому человеку психологически важно ощущать, что ты не плохой или беспомощный, как порой думают о себе люди, сталкиваясь с тяжелой ситуацией. При ее разборе в кругу таких же приемных родителей решение находится или подсказывается профессионально подготовленными психологами, которые и сами воспитывают детей из детских домов.
Несколько лет назад приемные родители Ирина и Тимур Рахимовы прошли обучение по программе «Fairstart». Ее создал датский ученый Нильс Рюгаард, который занимается вопросами детей с нарушениями привязанности и ищет способы, как минимизировать психологические травмы детей, оставшихся без родителей. Вот уже четыре года Рахимовы применяют полученные знания на практике в группе поддержки клуба «Свои».

В прошлом году Дарья Ли и Леся Очередко прошли обучение в московском благотворительном фонде «Арифметика добра» и стали кураторами новой группы поддержки приемных родителей. Тимур и Ирина Рахимовы продолжают вести занятия с бывалыми «старичками», потому как тема приемного родительства поистине бездонна. А душевность и комфорт, дружеские чаепития, возможность свободно и без ограничений говорить на волнующие темы переросли в крепкие человеческие связи.

У Нильса Рюгаарда программа состоит из пятнадцати сессий и включает в себя широкий спектр вопросов – от правильного выстраивания отношений с работниками опеки до выпуска ребенка, достигшего совершеннолетия, из профессиональной приемной семьи.

— Конечно, нам пришлось адаптировать эту программу под наши российские реалии, – поясняет Ирина Рахимова. – Мы не стали ограничиваться пятнадцатью сессиями, у нас нет жесткого графика, мы «сидим» в теме, пока она требует подробного обсуждения, или кто-то из приемных родителей находится в кризисной ситуации, и ее необходимо разрешить.
Методы воспитания приемных детей могут кардинально отличаться от общения с детьми кровными. Например, если ребенок падает на пол и плачет, обычно психологи советуют не трогать его и оставить в покое до полного выхода эмоций.

– У нас была такая проблема с младшим приемным сыном, и, обсуждая ее в группе поддержки, услышала совет ни в коем случае не отходить от ребенка: если он разрешит, то поглаживать, в это время создается связь, которой он не имел со своей матерью, – рассказывает Тамара Щербинина. — Подобная информация дорогого стоит, и мне хватало знаний, что это не обычный ребенок, и быть рядом в момент, когда ему плохо.

Тамара и Александр Щербинины – родители пятерых детей, двое из которых приемные. Тамара Викторовна в свое время сама прошла психологические курсы переориентации детского поведения. Будучи председателем клуба многодетных семей Ленинского района Томска, Тамара Щербинина часто слышит их проблемы. И они действительно отличаются. На занятиях в группе для сравнения даже показываются сканы мозга домашнего и брошенного родителями ребенка, на которых видны очаги и неравномерное развитие долей.

— Мы берем ребенка из детского дома и понятия не имеем о подробностях всего его предыдущего опыта, – говорит Тамара Викторовна. — Однажды было дано задание рассказать на листочке о своем детском событии, и я написала, как в семь лет дарила конфеты. И вдруг Ирина Валерьевна, не читая, стала рвать на мелкие кусочки мое детское воспоминание, я с болью увидела, как, отрицая модель прошлого, мы будто бы лучше знаем, как ребенку жить в его новой жизни.
Надежда и Анатолий Сысолины уже были приемными родителями Ефима и Снежаны, когда вдруг среди одноклассников дочки оказывается детдомовский мальчик. А у него два брата и младшая сестренка! Решение принять еще четверых детей, причем плохо социализированных, обернулось жестким режимом в семье.

— Я думала, мне придется решать проблему конкуренции между новыми членами семьи и детьми, которые жили с нами с малых лет, –делится Надежда Валерьевна. — Но главная задача была научить любить друг друга Артема, Сашу и Ярика.

Мальчишки постоянно враждовали друг с другом. Младший Ярик, которому было на тот момент всего три года, отчаянно махал палкой, а старший Артем спрашивал, зачем мама укачивает и поет плачущей Маше, когда можно просто положить ее и пусть себе орет.
Помочь в скреплении родственных связей было не просто, но дети меняются, и самое трогательное, по словам мамы, что строят свое будущее, в котором фигурирует вся большая семья Сысолиных.

— В решении многих вопросов нам помогает участие в клубе поддержки «Свои», единственное, занятия в группе проходят по субботам, но у нашей семьи нет возможности посещать каждую неделю, мы выбираемся примерно раз в месяц, – рассказывает приемная мама шестерых детей Надежда Валерьевна. – Однако я активно пользуюсь чатом, в котором также всегда находится ответ на мой вопрос.