Будучи мамой, да еще и с детьми на семейном обучении, я примерила на себя множество профессий: повар, уборщица, прачка, врач (ну или медсестра), таксист, учитель…День среднестатистической мамы включает в себя по чуть-чуть от каждой из этих специальностей, часто еще до того, как она попадает на свою «основную» работу. Ну, знаете, ту, за которую платят. А с некоторых пор я поняла, что смело могу записывать себе в резюме еще одну профессию: кровельщик.
В одной из своих книг известный психиатр Дэниэл Сигел описывает человеческий мозг с помощью кисти руки: если мы зажмем большой палец остальными четырьмя, то мы как раз получим такую ручную модель. Запястье будет изображать в этой модели ствол головного мозга, большой палец – лимбическую систему, а остальные пальцы – это кора. Если очень кратко, то благодаря процессам, происходящим в коре, мы можем говорить, думать, видеть, учиться, воображать. Лимбическая система отвечает за наш эмоциональный мир. А ствол мозга отвечает за функции жизнедеятельности нашего организма, в том числе выживание в случае опасности. Когда все хорошо, наш кулачок крепко сжат и все системы связаны друг с другом и передают столь необходимые для нашей жизни сигналы друг другу без проблем. Но если вдруг мы оказываемся перед лицом опасности, у нас «сносит крышу» - схематично мы это можем увидеть, если разожмем кулак. Связи нарушены, кора головного мозга «в отключке», мы не можем думать связно, на авансцену выходит лимбическая система и ствол головного мозга, чьей задачей является обеспечить нашей выживание.
К сожалению, многие приемные дети живут в состоянии «разжатого кулака» все время – слишком много стресса и травм выпало на их долю. И вот мы, как родители, по сути, должны стать кровельщиками, то есть теми, кто залатает эту крышу, успокоит, заставит поверить, что теперь малыш в безопасности и будем рядом, чтобы зажимать этот маленький детский кулачок снова и снова.
На наших группах «На равных» и на курсе "Исцеляющий родитель" мы учимся этому искусству.